Источники и примечания |
[1] Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962. С. 253. Среди немецких работ по эстетике Канта отметим книги: I и с h е m Н. G: Die Entwicklung des Begriffs des Schonen bei Kant, Unter besonderer Berucksichtigung des Begriffs der verworrenen Erkenntnis. Bonn, 1970; D 5 г f 1 i tig e r B. Die Realitat des Schonen in Kants Theorie rein asthetischer Urteil57 skraft. Zur Gegenstandsbedeutung subjektiver und formaler Aesthetik, Bonn, 1988. [2] Двойственность восходила своими корнями к древнегреческому термину aisthetikos (эстетический) и пронизывала всю концепцию А. Баумгартена. Он имел в виду, что чувственность «совершенствуется», а это ведет как к углублению познания мира, так и к развитию, совершенствованию собственно эстетических переживаний (см.: Нарский И. С. Эстетическая концепция Александра Баумгартена//Философские науки. М., 1984. № 5, С. 60). Здесь налицо неоднозначность также и термина «совершенство» (perfectio). Заметим, что соотношение взглядов А. Баумгартена, X. Вольфа и Г. Лейбница на место и возможности чувственности в теории прекрасного и в теории познания представляет собой интереснейший вопрос (ср.: Кантовский сборник, Калининград, 1985. Вып. 10. С. 41—43). И. Кант в трансцендентальной эстетике «Критики чистого разума» употребляет, как известно, термин «эстетика» только в смысле учения о чувственном познании (3, 129). Ценные соображения об эволюции значения термина «эстетика» у Канта содержатся в статье: Столович Л. Н. Проблемы эстетики в «Критике практического разума»//Кантовский сборник. Калининград, 1988. Вып. 13. С. 96. Что касается перевода термина W ohlgefallen на русский язык, то русское слово «удовольствие» здесь вполне подходит, и для замены его словами «благожелательная оценка, симпатия», что рекомендуют А. Бочоришвили и А. Гулыга (см.: Гулыга А. Кант. М., 1977. С. 184), веских оснований я не вижу. Ведь термин Lust (удовольствие) Кант в аналогичном контексте употребляет также. Мы это вскоре увидим. [3] Это контрастирование возвышенного прекрасному, истолкование возвышенного в некоторых из его измерений как своего рода прекрасного «со знаком минус», но не в смысле безобразного, отвергает в своих замечаниях о Канте Вл. С. Соловьев: «...здесь известный оттенок прекрасного возведен без достаточного основания на степень независимой категории, противопоставляемой прекрасному вообще» (С о д о в ь е в В л. С. Соч. в 2-х т. М., . 1988. Т. 2. С. 366). Возможно, имеется в виду, что Кант чрезмерно «прислушивался» к рассуждениям Э. Бёрка, хотя влияние на Канта со стороны Баумгартена в вопросе о сути «возвышенного» было, по-видимому, не меньше. [4] Столович Л. Н. Тартуская рукопись Канта//Кантовский сборник. Калининград, 1985. Вып. 10. С. 117. [5] Baum gar ten A. Theoretische Aesthetik. Hamburg, 1983. S. 145. [6] Gadamer H. G. Wahrheit und Methode. Grundzuge einer philosophischen Hermeneutik. Bd. I. Tubingen, 1986. S. 60. Единство рассудочного и разумного в учении Канта о прекрасном отмечал еще Гегель (см.: Hegel G. F. W. Aesthetik. Berlin, 1955. S. 100). [7] Ср.: Столович Л. Н. Проблемы эстетики в «Критике практического разума»//Кантовский сборник. 1988. Вып. 13. С. 99, где «возвышенность» распространена на оба члена формулы Канта. |